Почему в Петербурге нужно изменить правила использования фасадов

Управляющий партнер компании «Проект 1» Евгения Хлебникова в авторской колонке ДП — о том, почему в Петербурге нужно изменить правила использования фасадов.

Ужесточение правил использования фасадов ожидает нас, если будет принят новый проект постановления «О правилах благоустройства территории Петербурга», подготовленный комитетом по благоустройству и КГА. Это, с одной стороны, следование европейскому тренду управления городским имиджем, с другой — результат непрерывного потока жалоб собственников квартир. Слушания проекта в районных администрациях пройдут с 11 по 21 июля.

В действующих правилах много допущений, и «серая зона» оставлена на усмотрение специалистов КГА. Они и решают, что портит облик города, а что нет. В ситуации, когда ответственность высока, а правила размыты, проще отказать. Взять, к примеру, рестораны на первых этажах жилых домов: чтобы в квартиры не попадал запах с кухни, нужна мощная вентиляция. Чем больше площадь помещения, тем шире должна быть труба. В правилах не указан размер, но шанс согласовать трубу более 300 мм очень мал, потому что это некрасиво, жильцы будут жаловаться, что двор похож на промзону. Вот и получается, что либо едой пахнет, либо трубу не согласовать из—за размеров. А надо бы разрешать трубы любого размера, которые обеспечат достаточную вентиляцию, но скрывать их в технологических нишах или коробах.

Новый проект — попытка конкретнее прописать ограничения. Но правила должны быть не только понятными, но еще и совместимыми с ведением бизнеса. Стрит-ретейл и так зажат в тисках: жесткие требования города, беспрестанные жалобы жильцов. Особенно тяжело в историческом центре, где первые этажи изначально не приспособлены под коммерцию.

Безусловно, в Петербурге ограничения нужны, если бы не они — вместо лепнины и декора мы бы любовались на хаотично развешанные блоки кондиционеров и воздуховоды. Но, когда речь о дворах, особенно в спальных районах, было бы нелишне оставить бизнесу чуть больше места для маневра. Городу нужны общественные пространства, а они формируются в подходящей среде, которую и создают кафе, пекарни, бары, магазины. Но основная функция жилого дома — проживание и отдых. И бизнес должен относиться к этому с уважением, предлагать в виде компенсации за неудобства, например, окраску фасадов или благоустройство придомовой территории.
Законодатели пытаются повернуться лицом и к коммерсантам, и к жильцам, но они слабо представляют потребности бизнеса. Если постановление будет принято как есть, жизнь стрит-ретейла усложнится. Важно, чтобы на общественные слушания пришли не только жители домов, желающие «все запретить», но и сам стрит-ретейл. Шанс найти общий язык и с властями, и с обывателями у бизнеса есть. Но надо вступить в диалог.

Подпишитесь на нашу рассылку